Площадки для продаж различной продукции следят за безопасностью реализуемых товаров. Поэтому лица, торгующие на маркетплейсах, обязаны прикладывать к своей продукции разрешительные документы, подтверждающие безопасность для человека, животных и природных ресурсов. Среди таких документов сертификаты и декларации. Рассмотрим основные требования сертификации товаров для любого маркетплейса будь то Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет или Aliexpress.
Что такое декларирование и сертификация продукции?
По российскому законодательству выпускаемая продукция должна быть безопасной на всех этапах ее жизненного цикла. Цикл начинается с проекта и заканчивается утилизацией. Для некоторых товаров можно заменить декларацию на сертификат по запросу заявителя.
Сертификация
Для подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламентов, национальных и межгосударственных стандартов, техническим условиям и прочим регулирующим документам проводят сертификацию. Эта процедура проводится силами аккредитованного органа по сертификации продукции. Комплекс мероприятий состоит из отбора образов, анализа производства продукта, лабораторных испытаний (если это предусмотрено схемой сертификации), и прочих процедур. Все это направлено на подтверждение того, что качество конкретного товара соответствует установленным нормативам и законодательным требованиям. По результатам положительного заключения выдают сертификат соответствия продукта и регистрируют документ в государственном реестре. На товар наносят единый знак «ЕАС». За корректность документа отвечают в равной степени выдавший орган и заявитель (человек, который реализует продукцию на маркетплейсе).
Сертификации подлежат наиболее чувствительные товары: взрывозащищенное оборудование, детские игрушки, электрические кабели и подобная продукция.
Декларирование
Декларирование продукции подтверждает соответствие качества товара установленным нормам и требованиям законодательства. Для этого заявитель обращается в испытательную лабораторию и получает протоколы испытаний. Далее он подготавливает документы, которые требует регламент и предусмотренные по схеме декларирования. Среди документов: уставная и техническая документация, этикетки, маркировки и т. п. На основании собранного пакета поводится регистрация в системе Федеральной службы по аккредитации ФСА. После этого на товар наносится единый знак «ЕАС». Ответственность за полноту, достоверность и правильность оформления декларации возлагается на заявителя.
На какие товары для Wildberries или Ozon нужно оформлять сертификаты
Сертификат — это документальное подтверждение соответствия товара требованиям утвержденных государством технических регламентов и норм. На продукцию, подпадающую под действие обязательной сертификации в соответствии с техническими регламентами Таможенного Союза или согласно требованиям Постановления №982 Правительства РФ, необходимо оформлять сертификат или декларацию соответствия.
Обязательная сертификация требуется при реализации следующих групп продукции:
- Текстиль и постельное белье.
- Мебель и бытовая техника.
- Товары для детей, игрушки.
- Еда и напитки.
- Одежда и обувь.
- Парфюмерия и косметика.
- Компьютерная техника, электроника.
- СИЗ и средства для тушения пожара.
- Другая подобная продукция.
Полный список подлежащей обязательному сертифицированию продукции собран в действующих технических регламентах Таможенного Союза (ТС ТС), Едином перечне Постановления Правительства РФ №982. Товары также можно проверить по кодам ТН ВЭД.
Сертификация для маркетплейсов необходима как для отечественных, так и для импортных товаров. Если на отечественную продукцию сертификацию можно запросить у ее производителя, то документация на заграничные товары оформляется силами поставщиков или продавцов в аккредитованных для предоставления этого вида услуг специализированных центрах сертификации, например, в нашем.
Что будет, если торговать на маркетплейсе без сертификации?
Сертификаты и декларации на товары должны быть у продавцов любой площадки всегда в актуальном состоянии. В процессе работы их могут потребовать сотрудники маркетплейса при сверках либо по запросу покупателя, или проверяющие государственные органы.
Если у продавца нет соответствующей документации, то на него могут наложить следующие санкции:
- Заблокировать работу интернет-магазина и закрыть аккаунт.
- Приостановить деятельности компании сроком до трех месяцев.
- Конфисковать не имеющую документов качества продукцию.
- Наложить штраф вплоть до 1 млн рублей.
Поэтому рисковать в этом деле нельзя. Такой риск может вылиться в большие убытки и пятна на репутации. Лучше заблаговременно оформлять требуемую разрешительную документацию, тогда работа компании не будет сопровождаться встрясками и неприятными моментами.
Для справки
Если на товар не распространяется действие никакого регламента, его нет в перечнях, то чтобы это подтвердить оформляют отказное письмо.