Транспортная маркировка – это специальные знаки, надписи и обозначения, наносимые на упаковку груза.
Она гарантирует, возможно, не на все сто процентов, что груз прибудет к месту назначения целым и невредимым. А возможность потеряться в пути можно свести к нулю. И все благодаря тому, что на маркировке указана подробная информация о грузе:
• масса,
• количество,
• габариты и размер партии,
• информация об отправителе,
• информация о получателе,
• место отправления и место прибытия (по необходимости и места перегрузки),
• информация о правильном обращении с грузом, чтобы не нарушить его целостность,
• структура.
С грузом, его упаковка, маркировка и место ее нанесения регламентируются в соответствии с требованиями стандартности 14192-96. Благодаря этому во время транспортировки не возникает никаких недоразумений, а надежность доставки и сохранности груза наиболее вероятны. Наносит маркировку отправитель и передает груз перевозчику.
Что включают в себя все надписи, наносимые на упаковку груза?
1. Основные надписи:
• получатель груза;
• пункт доставки (с перечислением мест перегрузки, если их несколько);
• общее количество мест товара в партии и порядковый номер места в самой партии обозначают через дробь, где числитель указывает на порядковый номер места в партии, а знаменатель – количество мест в партии (так, если партия содержит шесть упаковок, то для третьей упаковки надпись будет записана так – 3/6).
Наносить основные надписи необходимо в центре тары. А вот количество грузовых мест и номер места в самой упаковке указываются не всегда.
Обязательной является такая маркировка деревянной тары (чтобы отметить упаковки, доставляемые к одному получателю), если разный груз находится в одинаковых упаковках или наоборот одинаковый груз в разных упаковках или при укомплектовании оборудования.
2. Дополнительные надписи:
• сведения о грузоотправителе;
• пункт отправки;
• надписи транспортных организаций (устанавливаются Министерством транспорта).
Справа вверху наносится надпись транспортных организаций, а справа внизу – сведения об отправителе груза.
3. Информационные надписи:
• масса груза нетто и брутто в килограммах или количество упаковок в грузе;
• размеры груза в сантиметрах указывают слева внизу.
Что касается габаритных размеров грузов, то при автомобильных перевозках отмечают тогда, если один из размеров выше 1,2 м, а вот массы брутто и нетто не наносятся, если их уже указали в маркировке на упаковке товара.
Также важно, при перевозке груза на паллетах (так называемые транспортные пакеты), обязательно нужно наносить только массу нетто и брутто на конкретные грузовые места, из которых эта паллета сформирована.
Вся остальная маркировка указывается на основной упаковке паллеты. Тогда информацию о количестве грузовых мест в партии и порядковый номер грузового места заменяют общим количеством паллет в грузе и количеством грузовых мест в паллете с ее порядковым номером.
Эту информацию также представляют в виде дроби. В числителе указывается основное количество паллет в грузе, а в знаменателе – сколько грузовых мест в паллете. Номер паллеты указывают в скобках рядом. К примеру, если груз состоит из шести паллет по 25 упаковок в каждой, то для четвертой – паллеты дробь будет выглядеть так: 6/25 (4).
Если же автомобиль перевозит груз от определенного отправителя к определенному получателю (так называемые комплектные автомобильные перевозки), то информационные, дополнительные и основные надписи на грузовое место и на паллеты не всегда наносятся. В таких случаях обязательно указывают только массу брутто и нетто.
Если же – это сборные грузоперевозки, то такое сокращение маркировки неприемлемо!
Для таких видов перевозки (не имеет значение на паллетах товар или сформирован отдельно, комплектный груз или сборный), обязательно указываются манипуляционные знаки. Что же касается грузов на паллетах, то эти знаки наносят как на саму паллету, так и на каждое отдельное грузовое место, входящее в эту паллету.
4. Манипуляционные знаки
Специальные символы, указывающие на правила обращения с грузом, чтобы не испортить его и доставить целым к получателю, называются манипуляционными знаками. Они указывают на то, при каких условиях нужно хранить товар, как транспортировать, выполнять погрузку и разгрузку.
Эти знаки предназначены для всех, кто участвует в транспортировке: водителя, кладовщика, грузчика, а также для получателя груза. Все манипуляционные знаки, их номера, назначение и изображения, также должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 14192-96 и обязательно международным стандартам.
Как читать транспортную маркировку?
Для чтения маркировки, необходимо знать не только значение каждого символа или знака, но и обращать внимание на то, где на упаковке эти знаки нанесены. Так можно ошибиться, читая сведения об отправителе или получателе, но зная, где они указаны на упаковке, это исключено. Также можно допустить ошибку с массами нетто и брутто для грузового места.
Обязательная маркировка товаров для производителя

При работе с маркированной продукцией есть несколько сценариев.
• Первый вариант. Необходимо купить уже маркированную продукцию. Когда вы её принимаете, необходимо подтверждение электронной накладной подрядчика. Если вы работаете с сигаретами, то это делается в системе электронного документооборота. Инфосистема маркировки помогает работать с обувью.
• Второй вариант. Самостоятельное нанесение кодов. Товар маркирует изготовитель, торговая фирма занимается остатками. Импортеры покупают немаркированную продукцию и также её маркируют. В этом варианте необходимо подключение регистратора эмиссии.
Что грозит предпринимателям в свете нового закона об маркировках?
В России готовится принятие нового закона об обязательной маркировке всей магазинной продукции. Исходя из этого, у многих предпринимателей возникает множество вопросов:
• каким образом обязательная маркировка повлияет на работу их магазинов?
• как правильно соблюсти регламент и не нарушить законодательство?
• потребуется ли покупать за свой счет какую-либо дополнительную технику и сколько это будет стоить?
• насколько сильно все это повлияет на расходы?
Постараемся ответить на все эти вопросы максимально подробно.
Для большинства предпринимателей новая схема учета маркированной продукции исключает необходимость в дополнительных расходах.
Как не нарушить закон?
Чтобы не нарушить закон потребуется заранее совершить несколько простых действий:
• пройти процедуру регистрации в информационной системе “Честный знак”;
• получить соответствующую электронную подпись;
• заранее обновить программное обеспечение и установить специальное приложение по учету маркированного товара. С помощью этой системы необходимо будет вносить в нее всю информацию из накладных и других прилагающихся документах при получении/хранении/транспортировки товаров;
• если нет обычного сканера для штрихкодов, то его необходимо будет приобрести;
• при продаже товаров покупателю, кассир обязан осуществить считывание штрихкода, информация о котором будет сразу же передаваться в базу данных.
Как видите, покупать какое-либо дополнительное оборудование не потребуется. Большинство предпринимателей наверняка имеют сканеры, без которых невозможно заниматься продажей продукции.
Единственное, что усложнится, это появится необходимость дополнительно вносить данные в базу “Честный знак”. В том случае, если у вас будет иметься необходимое программное обеспечение, то это позволит фиксировать данные в автоматическом режиме.
Если вам потребуется приобрести новый сканер для штрихкодов, то необходимо учесть все особенности новой маркировки и реализуемой продукции. Сейчас правительство занимается разработкой различных дополнительных законов, которые позволили бы в значительной мере упросить предпринимателям жизнь.
В скором времени появится автоматическая система передачи информации в ОФД при помощи маркировки. К сожалению, в данный момент еще нет более подробной информации об этом процессе.